19 апреля 2024, пятница
Областные новости

 

 

 

 

Образование

05.10.2021

Работа учителя — 24/7#выходных.нет

Ее педагогический стаж — 32 года, в течение 26 лет она является руководителем районного методического объединения учителей физики. Она неоднократно отмечалась благодарностями и грамотами районного отдела образования, имеет грамоту министер- ства образования Пензенской об- ласти, звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

В 2021 году имя Елены Николаевны Рыжковой занесено на районную Доску почёта. В преддверии Дня учителя мы встретились с ней, чтобы поговорить «о времени и о себе».

-Елена Николаевна, вспомните, что побудило Вас встать на учительскую стезю?

- С этим связана интересная история. Училась я в Колышлейской средней школе имени А.С. Пушкина, а жила в поселке Сельхозтехника (ныне Родниковский). Нам необыкновенно везло на учителей математики. А.С. Рожкова, М.А. Хайрова были удивительные профессионалы и прекрасные люди. Физику преподавала Л.Г. Комина, которая умела трудные темы преподнести доступно и понятно. Но особый интерес именно к математике у меня проявился еще в 5 классе благодаря Таисии Сергеевне Никитиной.

Мне очень захотелось узнать, где можно получить профессию математика.  Именно  математика!

Написала письмо в газету «Молодой ленинец», и мне ответили, что профессиональных математиков готовят в Самарском университете на механико-математическом  факультете. Письмо это до сих пор хранится у моей мамы. Окончив школу, в Пен- зенский  педагогический  поступила на специальность «учитель математики (физики)». Все-таки физика для меня была на втором месте.

- Ваша учительская деятельность до недавнего времени была связана со школой №2. Получается, именно здесь Вы прошли путь профессионального становления?

- А вообще все должно было быть иначе. Распределена была в родную школу учителем физики. Но в 1989 году формировали штат новой поселковой школы, которая существовала в стенах старой, работала во вторую смену. Моя одногруппница вдруг отказалась  работать  в  КСШ№2 и уехала. Так мне пришлось стать учителем  физики  и  математики  в новой школе. Не довелось вернуться «в родные пенаты»...

- Когда пришли в профессию, какие задачи ставили перед собой? Изменились ли приоритеты за прошедшие десятилетия?

- Прежде всего старалась объяснять материал так, чтобы было понятно всем ученикам. Чтобы знали все. А еще стремилась научить ребят задавать вопросы по делу. Вопросов не бывает, если все понятно или не знают что спросить. Так было, так и сейчас. После уроков дети, как правило, не сразу расходятся. Нам всегда есть о чем поговорить. Обязательно найдется кто-то, у кого что-то не получается. Самое сложное - соединить физику и математику. Это чаще всего у ребят не получается.

Они могут, например, собрать электрическую цепь, а вот рассчитать сопротивление, силу тока, сделать вывод сложнее. Этому приходится уделять больше внимания на уроках и после них.

А еще всегда работаю на перспективу. Ребята должны стремиться больше знать, участвовать в конкурсах, олимпиадах, овладевать современными технологиями. Сама всю жизнь учусь и учеников настраиваю действовать так же. Хотя в послед- нее время дети научились добывать информацию, но не запоминать ее. Пользоваться ей они, к сожалению, не могут. Интернет в данном случае не в помощь. Стараюсь убеждать ребят, что главное должно остаться в голове, хотя обязательно учу использовать калькулятор на уроках, на экзаменах.

- Вы опытный классный руководитель. Пожалуй, даже рекордсмен. За три десятка лет Вам удалось сделать без малого 8 выпусков. Есть среди них самый запомнившийся?

- Первые выпуски были почти каждые 2 года. Коллектив школы был молодой, приходилось заменять коллег, уходящих, как правило, в декретные отпуска. Первый из выпусков, которые вела с 5 класса, был в 2009. Наверное, он запомнился больше всего, потому что с этими ребятами прожили 7 лет вместе.

Дружный, бойкий, озорной, но и творческий, способный класс. Нынешний 11 класс вела тоже с 5 класса.

С ними очень сильно сблизились, ведь так много пережито вместе. Посетили все театры, музеи Пензы и области. Побывали в Саратове, Петербурге, Казани, Саранске. В любой поездке  обязательно должно быть воспитательное зерно: сначала что-то для ума и сердца, а потом развлечения. В прошлом году всем классом сдавали нормативы ГТО. Из 14 учащихся 11 сдали на золотой знак, 1- на серебряный. Участвовали в областных соревнованиях «Класс ГТО». Ребята знают, что наличие золотого знака при поступлении в вуз дает дополнительно 10 баллов. Это сильно мотивирует!

(Думаю, здесь нелишне заметить, что Елена Николаевна и сама является обладателем золотого знака ГТО!)

Со взрослыми уже учениками поддерживаем дружеские отношения, общаемся в соцсетях. Дети первых выпускников уже закончили школу. Так что узнаю и про достижения родителей, и про победы их детей, принимаю поздравления...

- Не могу не поинтересоваться, как Вам удается все успевать: вести уроки, факультативы, готовить детей к экзаменам и олимпиадам, путешествовать, учиться водить машину, сдавать нормы ГТО?.. Где берете время?

- Иногда приходится засиживаться за полночь. График работы учителя

— 24/7, выходных нет. С родителями и детьми на связи в любое время. Так работаю не одна я. Бывало, придет в голову какая-то идея, а время уже ближе к полуночи, звоню Инне Николаевне Хованцевой. А она тоже не спит, трудится. Да и многие мои коллеги в работу погружены с головой. По-другому в школе не получается.

- Совсем недавно Вы возглавили самую большую школу в районе. Получается, вернулись все-таки туда, где Вас воспитали. Каковы первые впечатления и планы?

- Есть многое, что я знаю, но есть и незнакомые проблемы. Мне не стыдно учиться, обращаться за помощью к коллегам. Если пришла работать в эту школу, значит она моя. Нам всем: учителям, родителям, детям — надо стараться делать нашу жизнь комфортной. Мы одна семья.

Важно контролировать и направлять развитие детей. Не самим делать, а учить их, чтобы выходили на сцену, на олимпиады, проявляли свои способности.  Ломать  детей нельзя, нужно воспитывать. А это процесс длительный. И, пожалуй, не все сразу получается. Но уверена: когда идешь к людям и разговариваешь с ними, они понимают тебя, слышат и делают все правильно. Думаю, что впереди у школы с такой славной историей и коллективом профессионалов плодотворная успешная работа. И все у нас будет хорошо!

Поговорить с Еленой Николаевной удалось только в 21-00, связавшись по WhatsApp. В понедельник она начала рабочий день в 8-00 в своей школе, в 9-30 вела уроки во 2-й школе (не смогла оставить 11 класс), в 10-30 вернулась в кабинет директора и решала рабочие вопросы. Потом планерка,  поездка  в  Сердобск  в Центр  гигиены  и  эпидемиологии, по возвращении - снова решение текущих вопросов.

Сколько их было? Не  знаю.  Жизнь  директора  такой большой  школы  легкой  не  может быть. Но знаю точно, что она по силам этому целеустремленному, ответственному,  энергичному  человеку. Хочется пожелать и Елене Николаевне  Рыжковой,  и  славной Колышлейской школе №1 успехов и новых свершений! С Днем учителя!

Статью подготовила Людмила Тарасова.

Фото Светланы Никашовой

Оставить комментарий