01 февраля 2023, среда
Областные новости
31.01.2023
а территории региона расположено 409 объектов культурно-исторического наследия (здания, сооружения, скульптуры, некрополи, захоронения). Из них 53 имеют федеральное значение, 354 – региональное, 2 – местное.

Политика

 

 

 

согласие

 

 

 

Политика

 

 

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ПРИСЫЛАЙТЕ

ПО АДРЕСУ: trudch@mail.ru

 

https://ok.ru/

 

 

 

 

Национальные проекты

28.11.2022

Детская советская пресса как призма общества: взгляд ученых

Пензенская область
11:53, 25 ноября 2022
Источник: ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
Изучение топовых детских советских журналов «Костер» и «Пионер» позволило ученым Пензенского государственного университета (ПГУ) построить медиатизированную модель советского общества.
Проблемой медиатизированной модели советского общества в детской прессе заинтересовалась доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Английский язык» ПГУ Татьяна Дубровская. Также исследование проводят — кандидат исторических наук, доцент Ольга Мусорина, преподаватель кафедры Наталья Видинеева и выпускница аспирантуры ПГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык» Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Яна Блохина.

Исследование, которое проводилось за счет средств гранта РНФ (проект №22-28-00775), позволило выявить механизм взаимодействия между государством, детскими СМИ и детской аудиторией в эпоху позднего социализма 1970-80-х годов, уверена его автор Татьяна Дубровская.

«Чаще детская советская периодика в исследованиях рассматривалась в негативном ключе, с точки зрения продвижения и насаждения советской идеологии. Мы рассматриваем ее в рамках позитивной пропаганды. Медиа выступают конструирующим инструментом и определяют положительные характеристики общества. Мы получили определенные результаты и можем сказать: детские медиа продвигали общечеловеческие ценности — дружбу, взаимопомощь, институт семьи, трудолюбие, любовь к Родине и так далее», — комментирует актуальность проекта Татьяна Викторовна.

Ученые утверждают, что советское общество в детской периодике было представлено с разных позиций.

«Приоритетную тематику образуют история и политика, образование и воспитание, межличностные отношения, качества человека, спорт, природа», — поясняет ученый.

Авторы рассматривают злободневные проблемы. Например, роль и место женщины в обществе. Советская политика пропагандировала роль трудящейся женщины: профессионал своего дела, заботливая мать и жена, общественный и политический деятель.

«Роль женщины в советской детской периодике — многоплановый конструкт. Проблема места женщины в обществе и сейчас актуальна. На материале нашего исследования мы можем наблюдать трансформацию общественных отношений: как трансформируется в обществе фигура женщины, какие аспекты этой фигуры выдвигаются на первый план. Медиа нам дает ключ к пониманию общества, общественных структур», — уверена Дубровская.

Другой изучаемый в проекте аспект советского общества — чтение и литература. Как известно, СССР был одной из самых читающих стран мира. Этому способствовала стратегическая политика государства, которая способствовала привитию любви к чтению у ребенка с малых лет. Она реализовывалась в том числе с помощью детской периодики.

Актуальна, по мнению исследователей, и проблема ведения редакционной политики, зависящей от идеологии государства.

«Редакция должна была балансировать и искать компромисс между идеологией, реализуемой руководством страны, и детской аудиторией, интерес которой необходимо было завоевать и удержать. На основе изученного материала можно уверенно сказать, что редакционная политика детских советских журналов была выстроена очень грамотно», — отмечает автор.

Научному коллективу уже удалось представить результаты работы на международных и всероссийских конференциях в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Пензе, Донецке. Стоит отметить, что за истекший год работы исследователи опубликовали 12 статей в научных журналах и в сборниках научных трудов. Исследования вызывали широкий интерес, так как они затрагивают и лингвистику, и историю, и социологию, и политику, и журналистику.

Руководитель проекта Татьяна Дубровская рассказала, что на анализ тематической составляющей журналов показал, что коллективы редакций пропагандировали общечеловеческие ценности:

«К основным ценностям, транслируемым советским детям со страниц журнала, мы относим ценности исторической памяти, героизма, патриотизма, знаний, образования, самовоспитания, дружбы, помощи и поддержки, доброты, смелости, спорта, природы и ее охраны. Это ценности, которые остаются важными и по сей день. Эти ценности нужно прививать молодому поколению. Поэтому, на мой взгляд, положительный опыт работы советских медиа необходимо применить в настоящее время. Наше исследование как раз раскрывает эти аспекты».

В 2023 году в свет выйдет коллективная монография, посвященная рассмотрению медиатизированной модели советского общества в детской периодике. Она будет полезна и интересна научному сообществу и широкой аудитории в целом.

Оставить комментарий