16 апреля 2024, вторник
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

02.10.2020

У Ирины Вячеславовны Мироновой этот год – тридцатый в ее педагогической деятельности

День учителя - этот праздник особенный, разумеется, не только потому, что в памяти многих из нас  до конца жизни сохраняются воспоминания о тех, кто нас «вывел в люди». Иногда случается, что первая встреча с человеком производит впечатление, которое остается в памяти надолго. Ирину Вячеславовну Миронову мне довелось увидеть во время  работы на пришкольном участке. Старшеклассники трудились слаженно, а учитель умело руководил процессом: ни криков, ни резких замечаний, а только правильные слова наставника, может быть, даже друга, мамы… второй мамы. Тогда-то и возникло желание встретиться с этим человеком. Это уже потом, в ходе нашей беседы, выяснилось, что Ирина Вячеславовна - учитель в третьем поколении.

Колышлейская средняя школа — одна из обычных школ, а с другой стороны в словосочетаниях «школа №1», «первая школа» можно услышать какую-то магию, стимул, ответственность. За время работы школы сменилось не одно поколение педагогов, но неизменной чертой каждого учителя была и остаётся преданность избранному делу.
   У Ирины Вячеславовны этот год – тридцатый в ее педагогической деятельности. Она преподаёт самые сложные предметы — математику и информатику.
   Не щадя своих сил, не жалея, порой, личного времени, она стремится сделать так, чтобы ученики лучше понимали предмет, стремились знать больше. Она — учитель от Бога -  находится в неустанном труде, её любят и уважают коллеги и дети. Она удивительный человек с неиссякаемой энергией и открытой душой.
   -Настойчивая, требовательная, Ирина Вячеславовна любит свою работу, легко находит общий язык с детьми. Она всегда эффектна, с неё берём пример. Её уроки всегда интересные, насыщенные, — так отзывается о педагоге директор школы Ирина Борисовна Герасимова.
   Стать учителем Ирина твёрдо решила, ещё учась в школе. Получив прекрасный аттестат о среднем образовании (не хватило всего одной «пятерки» до медали!), она поступила в Пензенский государственный педагогический институт на физико-математический факультет.
   -Передо мной стоял выбор быть учителем начальных классов или математики. Изучив список сдаваемых экзаменов при поступлении в высшее учебное заведение, решила – буду поступать на учителя математики. Просто на учителя начальных классов нужно было сдавать обществознание. Этот предмет не то чтобы мне не нравился, наверное, из-за математического склада ума он мне казался менее значимым, - вспоминает собеседница.
   -Учитель работает с самой хрупкой материей — душой ребёнка. Как говорили наши замечательные преподаватели в университете: «Действия учителя точнее скальпеля хирурга, учитель не имеет право на ошибку». У детских врачей существует правило: прикасаясь к ребёнку, - согрей руки. У учителей другое правило: обращаясь к ребёнку,- согрей сердце!
   На мой вопрос: «Почему Вы выбрали профессию учителя?», - Ирина Вячеславовна с улыбкой и гордостью ответила: « А как же по-другому, я же росла в семье, где бабушка и мама были педагогами».
   - Быть учителем — ответственный труд, потому что необходимо учить не только детей, но прежде всего себя, потому что обучать — это значит вдвойне учиться, - продолжает свой рассказ собеседница, опережая мой вопрос к ней: «Что для Вас значит быть учителем? Какими качествами должен обладать педагог?»   
   -Любовь к детям, энергичность, терпение и настойчивость, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, оптимизм — такими качествами должен обладать человек, который хочет стать учителем. Сколько раз, просыпаясь утром, вспоминая неурядицы предыдущего дня, говорила себе: «Как не хочется идти на работу!» Но как только входила в класс, видела родные лица своих учеников, от подобных мыслей не оставалось и следа. Дети наперебой спешат поделиться своими новостями, секретами, идеями или поговорить. Иногда им необходим справедливый судья, иногда - добрая мама, иногда - надежный товарищ. А иногда им достаточно, чтобы я просто поздоровалась и улыбнулась. И тогда понимаешь, насколько значима твоя профессия.

Бабушка
   Начало династии педагогов положила Пелагея Михайловна Кокунова. После окончания Сердобского педагогического училища она работала пионервожатой сначала в Трескинской, затем в Пограниченской школах, потом стала учителем начальных классов. Была секретарем районной комсомольской организации. В воспоминаниях Ирины Вячеславовны остался факт, что ее бабушка от райкома комсомола провожала на фронт будущего Героя Советского Союза Степана Остапенко. В далеком 1957 году она пришла работать корректором в районную газету: очень ценным ее качеством была практически абсолютная грамотность. Прежде чем газета шла к читателям, она должна была быть тщательно и не один раз вычитана, чтобы не осталось ни одной ошибки. Нередко читка, проверка редактором и другие этапы изготовления газеты затягивались, и районка шла в печать поздним вечером. Где бы ни работала Пелагея Михайловна, ее всегда отличало добросовестное отношение к делу, аккуратность, стремление быть полезной людям.
   -В кабинете бабушки, можно сказать, и прошло мое детство. Всегда нравилось находиться с ней рядом – и на работе, и дома, - вспоминает Ирина Вячеславовна. - Столько доброты, душевного тепла было в ней. А какие пироги она пекла! Этому она научила и нас с сестрой.

Мама
   Галина Ивановна Усанкина после окончания в 1963 году Колышлейской школы поступила в Пензенский педагогический институт на факультет иностранных языков. Любовь к иностранному языку привила любимая учительница и классный руководитель Клавдия Филипповна Кочеткова. После окончания института один год работала в Кижеватово, а в 1969 году вернулась в родную школу, где трудилась до ухода на заслуженный отдых.
   -В студенческие годы мама вышла замуж. История знакомства с будущим мужем была интересной: познакомились на лыжных соревнованиях, когда маме было 15 лет. Папа был старше ее на 6 лет. Шесть лет длился их роман под названием «дружба». Конечно, итогом стала свадьба, - вспоминает собеседница. – Так совпало, что я родилась 1 мая, а сестра через пять лет 9 мая. Вот так бывает! Мама вышла на работу, когда мне было 3 месяца. Детский сад находился рядом со школой, и я помню, как ученики-старшеклассники забирали меня из сада, приводили, а часто приносили на плечах в родной мне кабинет №13. Воспоминания о детстве самые яркие, теплые, хотя я росла по запискам мамы. Детей в школе было много, поэтому учились в две смены. Мама работала в одну смену, а я училась в другую, так что виделись только за ужином. Лишь в третьем классе наши смены совпали. Тогда я была самой, самой счастливой! Каждый вечер ждала ее в том же кабинете №13. Вместе мы возвращались домой, а утром было хорошо просыпаться с чувством, что мама дома.
   Считаю, что мы выросли на хорошем примере – трудолюбии. В семье было заведено по выходным ходить к бабушкам и помогать по дому. Именно бабушка Поля научила нас вязать, печь, причем это было ненавязчиво.

Сестра
   Младшая сестра Светлана – учитель начальных классов. Она после школы окончила педучилище, и, хотя по специальности работать ей не довелось, все же она хороший воспитатель и организатор. Позже она получила высшее образование по специальности «социальная работа». Сначала была заведующей детским отделением в центре социального обеспечения, а позднее стала его директором. Сейчас ее работа тоже связана с детьми. Она – секретарь комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации.

И вновь о работе
   Ирина Вячеславовна не только учит детей, но каждый год учится сама. К примеру, курсы по информатике проходит ежегодно. За почти тридцать лет работы она стала родным человеком, второй мамой более ста ребятам и девчатам. Они не забывают ее, приходят в школу, чтобы поделиться успехами и, как в детстве, спросить совета. А в праздники обязательно звонят, чтобы поздравить.
   -Ирина Вячеславовна, изменился ли процесс обучения во времена информационных технологий?
   -Раньше ребята запоминали темы лучше, сейчас у детей Интернет - главный атрибут жизни: они могут воспользоваться им и добыть информацию по первой необходимости. Что, конечно, хорошо. Но это может сыграть злую шутку на экзаменах, поэтому стараюсь, чтобы на уроках, а тем более на контрольных, самостоятельных работах телефонов у учеников не было. Для меня важно, чтобы они знали тему здесь и сейчас.
   -Учитель по-прежнему у доски с мелом?
   -Много что изменилось с течением времени, но по-прежнему считаю, что учитель со звуком мела по доске вкладывает частичку знаний.
   –А бывает так, что Вы на учеников кричите? Не все ведь понятливые…
   – Повышаю голос - да. Голос - это мой инструмент и моё оружие. Есть дети, которые понимают даже взгляд, а есть — только крик. Но на крик я никогда не перехожу - не выношу грубости. Наоборот, могу и шёпотом говорить, и дети меня слышат. Кричат ведь от бессилия, а я должна быть сильной.

Муж
   В нашей стране женщина не может быть слабой: то кони скачут, то избы горят! - говорит Ирина Вячеславовна, улыбаясь. Её во всем поддерживает муж Олег Александрович. Он не понаслышке знает, насколько тяжелый труд учителя. Его мама, Галина Васильева Миронова, - учитель истории, много лет возглавляла первую школу.
   - В Колышлейской школе № 1 я росла, училась, сюда пришла работать к моим любимым учителям и теперь передаю свой опыт молодым коллегам. Школа - это мой второй дом, - резюмирует собеседница.
   После таких слов только хочется сказать: «Спасибо, что Вы есть»!

Ольга Павлова.

Оставить комментарий