19 апреля 2024, пятница
Областные новости

 

 

 

 

Социальная сфера

07.01.2021

Совесть каждого из нас даст оценку нашей жертвенности и любви к Спасителю

Православная церковь с 27 ноября вступила в Рождественский пост. Моменты, связанные с постом, часто вызывают много  вопросов у прихожан, читателей районки.
    О тонкостях поста и празднования нам рассказал настоятель храма святого Николая Чудотворца р.п. Колышлей иерей Дмитрий Пятунин.

   –Рождество было непосредственно связано с языческим праздником, тоже выпадавшим на зимнее время. Как Вы считаете, такое перерождение языческой традиции в традицию христианскую – это добро или все-таки некий компромисс?
   -Сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий праздник рождения нового солнца – зимний солнцеворот. Таким образом, Церковь освятила и преобразила народные традиции. Это не отвержение, а именно преображение и перевод праздника в иную глубину. Церковь всегда преображала мир вокруг себя, и в этом смысле в колядках, которые стали песнопениями, славящими Христа, нет ничего языческого.

   – Можно ли носить два крестика – один дареный, другой надетый при крещении?
   -Носить можно, но нужно помнить, что крест нельзя использовать в качестве оберега или украшения. Распятие показывает, что человек придерживается христианской веры.

– Когда мы говорим о традиции, чаще всего люди спрашивают: а что мне нужно делать. Что нужно делать на Рождество?
   -По возможности нужно стараться посетить все богослужения Рождественского сочельника и самого праздника. Поисповедоваться в грехах, помолиться, сотворить дела милосердия, причаститься Христовых Таин, почитать Библию.
   -Самое важное - это Причастие - главная радость нашей жизни, главный ее смысл. Это Таинство соединяет нас с Богом, это Таинство освящает всю нашу жизнь, это Таинство меняет нас изнутри, это Таинство меняет нас настолько, насколько мы себя изменить не можем. Сам Бог приходит к нам, входит в нашу душу, в наше сердце и меняет черное на белое, печальное на радостное, темное на светлое, удаляет греховный налет или язвы, лечит нас, сращивает душу в тех местах, где она изломана. И, конечно, Причастие – это главная радость каждого христианского праздника. И с Причастием несравнимо ничто другое – ни елка, ни подарки, ни гости, ни колядки, ни что-то еще – ни дела милосердия даже. Об этом нужно обязательно помнить и, готовясь к празднику, готовиться к соединению с Богом в Причастии Святых Христовых Таин.
   Я бы очень советовал вам после Причастия не сразу начать разговаривать с друзьями, не сразу забывать о том, что только что произошло с вами, а побыть с Богом, побыть со Христом. Преподобный Серафим Саровский, когда причащался, ни с кем не разговаривал после Причастия, уходил в свою келью и пребывал в одиночестве, общаясь с Богом. Вот, хотя бы немного побыть с Богом, поблагодарить Его, попросить Его о помощи, помолиться о своих близких, конечно, очень важно после Причастия. Это особые минуты особой близости Бога. Во время Святок будут праздники, которые, конечно же, очень важны, в которые, конечно, тоже можно причаститься Святых Таин. Нужно просить своих духовников и священников храмов, куда вы ходите, чтобы они разрешили вам это делать. Вы же готовились сорокадневным постом не только к празднику Рождества, но и к Святкам, и к празднику Богоявления. И поэтому, конечно же, в дни Святок, как в дни Светлой Седмицы, можно и нужно причащаться чаще.

   – Мы сейчас больше говорим о храмовой традиции. Каким образом можно провести сочельник дома? Может быть, это как-то связано с бытом, с кухней? Допустим, традиция не вкушать пищу до первой звезды – насколько это сейчас актуально?
   -Здесь не может быть общей рекомендации. Пост — наша жертва Богу, которая свидетельствует и о нашей любви к Нему. Потому пусть совесть каждого из нас даст оценку нашей жертвенности и любви к Спасителю.
   Само название периода от Рождества Христова до Богоявления говорит о том, что мы должны проводить его свято. Все наши действия и поступки должны прославлять Спасителя мира. Церковь в святочные дни дает пример всем нам. Рождественские утренники, концерты, красочные театральные представления несут радость праздника всем, кто ощущает особый дефицит внимания и любви к себе. Считаю доброй традицией по окончании поста приглашать в гости своих родных и близких, чтобы угостить их своими блюдами, подарить друг другу радость общения, насладиться ощущением праздника.

   – Мы уже поговорили о традициях, но ничего не говорили о суевериях. В народном представлении – и, к сожалению, даже в представлении русской классики – сочельник связывается с нечистой силой, гаданиями и прочим. Это все всерьез?
   -Гадания и прочие языческие обряды – это тяжелейший грех! Церковь не приветствует так называемые народные колядования. Возрождение языческих традиций отнюдь не привносит духовности в сокровищницу нашей национальной культуры, но возвращает нас в тупиковое состояние. Ведь, если мы возвращаем языческий культ, мы отрекаемся от Христа, а значит и лишаем себя надежды на собственное спасение. Нужно сказать, что, к сожалению, многие лишь абстрактно понимают идею спасения человека. Практически все говорят, что Бог пришел на землю, чтобы спасти человека. А спроси: каким образом? Ответить не могут. Потому наше невежество и позволяет принимать черное за белое.
   Словом «колядки» сейчас называют разные по характеру и содержанию песнопения. Нужно отличать те песнопения и обряды, которые славят Христа, от тех, которые являются остатками языческой обрядности и несут отнюдь не безобидный характер. Наши образы, мысли и действия вполне себе могут материализоваться, пусть не явно, но в той степени, чтобы ощущать их не только духовное, но и физическое влияние. Христиане никогда не впускали к себе в дома тех колядовщиков, которые рядились в маски и костюмы животных, а то и откровенно олицетворяли нечистую силу. Таким образом верующие охраняли свое жилище от осквернения. А вот славильщиков, которые прославляли Богомладенца песнопениями в Его честь, принимали с радостью и щедро одаривали. Бог с приходом на Землю привел нас к свету. «Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило нас светом знания», — так поется в песнопении праздника. Зачем же нам погружаться снова во тьму безумия?!

   – Если говорить о нечистой силе, действительно ли в дни сочельника мир невидимый прорывается в мир видимый? Или это суеверие?
   -Это суеверие, потому что для духов бесплотных нет времени в нашем понимании. Падшие духи всегда стараются искушать нас, вовлекать в грех. Конечно, они могут использовать те или иные поводы в нашем поведении для этого, но святой апостол Петр еще писал, что дьявол ищет, как лев рыкающий, кого поглотить. Очевидно, что дьявол не оставляет этих попыток, в том числе и в дни празднования Рождества Христова.

   – Есть в народе особое отношение к снам, особенно к тем, которые приходятся к той или иной дате – к памяти почивших сродников, большим церковным праздникам. Как Вы считаете, можно ли сны в канун Рождества воспринимать как особенные?
   -Нет, нельзя. Не надо придавать своим снам какое-то значение, видеть в них намеки и указания свыше. Приснилось — ну и приснилось, живем дальше.

   –Что касается походов в театр. Очень часто в рождественский период начинаются концерты с колядками и разнообразными рождественскими песнопениями. Можно ли считать такие походы занятием благочестивым? А вообще театр?
   -Отношение к театру было у святых отцов довольно критическое, но в то время, в первые века христианства, театр представлял собой очень неблагочестивое зрелище. Сейчас тоже есть неблагочестивые виды театральных постановок, связанные с обнажением тела; может быть, какие-то другие неблагочестивые деяния совершаются. Святые отцы, конечно, очень негативно высказывались о таком театре. Вообще театральное искусство является светским, нецерковным. Но если театральная постановка проходит в приличных костюмах, если по содержанию там нет ничего антихристианского, тогда она может быть терпима как светское явление, но не церковное, конечно.

   –Как собрать себя после всех новогодних праздников, которые все равно, так или иначе, затронут наши души?
   -Самое главное для православного христианина — это регулярно причащаться Святых Христовых Таин, перед этим очищая себя в таинстве Покаяния. Это имеет силу и для дней Рождества Христова, и для всякого другого времени. Поэтому будем постоянно помнить, что в первую очередь для нас в Церкви важен Христос, мы должны искать в Церкви Христа, с Ним мы соединяемся именно в таинстве Причастия. Поэтому особое внимание советую обратить на подготовку к причастию и на причащение Святых Христовых Таин.
Ольга Павлова.

Оставить комментарий